Ретроспектива: интервью с Евгением Прониным

- Здравствуйте, Евгений. Большое спасибо, что согласились на это интервью. Для начала, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Где и когда вы родились?

- Начну с главного для меня события рождения в городе, которого не было на карте. Этот город Ленинск. Военный городок в Казахстане на территории Байконура. Дело было в воскресенье, в 1970 году, вероятно, поэтому я ленив. Байконуром (богатый край) называется территория, на которой расположены стартовые площадки вместе с военными частями, обслуживающими их, и, конечно, город, в котором и проживает офицерский состав с семьями. Вот в этом городе я и родился. Фантастика для меня была лишь недалёким будущим! Космонавты приходили к памятнику Королёву возлагать цветы и т.д. Зрелище взлетающей ракеты - нам по программе НВП позволили присутствовать недалече.

В четыре года я обжог обе ладони об электрический обогреватель, с той поры я и рисую. Знакомство с комиксом произошло благодаря моему другу Худо, который их сам и рисовал. Это тот самый Худо - участник фестиваля (имеется ввиду фестиваль комиксов "КомМиссия" - Е.Т.). Как и многие советские дети, мы воспитывались на диафильмах. Потом появился PIF. Потом произошло событие, которое навсегда определило направление наших жизней. Я написал “наших”, поскольку, без этой дружбы я не стал бы тем, кто я есть. А случилось вот что - совместный полёт русских и французских космонавтов. К этому событию был приурочен показ французских фильмов и мультфильмов. Это был “Властелин времени”. Тогда мы не знали, что это Мёбиус.

- Не могли бы вы поведать нам, где вы учились и кем мечтали стать во взрослой жизни?

- Учился три года в художественной школе, откуда был исключён за лентяйство. Справедливо.

- Было бы очень интересно узнать, как вы пришли в мир комиксов? Какой комикс открыл вам туда дорогу? Как назывался ваш первый собственный комикс? О чём он был?

- Первый комикс я и Худо рисовали вместе, страницу он, страницу я. Назывался он “Властелин моря”. Одинокий герой спасал хороших от плохих, покупая оружие за морепродукты. С седьмого класса я начал рисовать эпический комикс о космических интерполовцах, боровшихся с Драчленосами. Борцами были мои друзья и я. Комикс исполнен тушью и акварелью. Храню до сих пор как священную реликвию. Если интересно, могу переслать пару картинок.

- Обязательно присылайте. У меня на сайте, как раз есть подходящий раздел для этих работ – «Так они начинали» называется. Следующий вопрос такой: были ли у вас какие-либо публикации в периодике. Пожалуйста, вспомните самые значимые для вас.

- Публикаций маловато. Достойная внимания - “Катя и Dead” в польском журнале “Кракерс”, три части с моей же обложкой. Живое участие как редактор и как переводчик на польский язык принимал Макс Богдановский, ему огромное спасибо и море пива. Я также публиковался в Уфе, Красноярске. В американской «русской газете» всего одна страница, как пример славянского комикса - смешно и говорить. Предполагаются публикации в Чехии.

- Если не секрет, что именно будет опубликовано в Чехии?

- В Чехии всё та же «Катя», но переговоры только ведутся, дело не скорое.

- Над чем вы работаете в настоящее время? Думаю, многие бьются над вопросом, что нам следует ожидать от Пронина.

- Надеюсь скоро закончить 4-ю часть «Катьки». Готово уже 9 «Вечеров на хуторе». В рабочей папке «Танкист» - футуристический ужас и, как у многих других, много сырого материала, и идей.

- Где можно будет посмотреть ваши новые «Вечера»? Будут ли они где-нибудь опубликованы?

- Продолжение «Вечеров» я предложил Аёшину повесить на «Комиксолёте», пока молчит, а может, не отправилось, проверю. Предложений об издании не приходило.


 


- Прежде, чем задать свой следующий вопрос я хотел бы поздравить вас с завоеванием Гранд-Сценарио на прошедшем в Москве фестивале комиксов «КомМиссия». Как вы себя ощущаете в роли победителя? Вам понравился приз, который вам вручили на фестивале?

- Что касается фестиваля, то, поверь, для меня действительно главное - это возможность вместе с другими художниками помочь комиксу в странах бывшего Союза и радость общения с такими же не стареющими детьми как я сам. Огромное спасибо Хихусу, Наташе и всем организаторам этого действа. Приз приятен, не скрою. Не ожидал, но, как и всякая награда, он не много решает. Если кто-то смеялся, если на мгновение ему показалось, что жизнь это не только зубная боль и скверные анализы, значит, работа сделана. Автограф Мёбиуса в его же комиксе - нет слов. Спасибо Максу, доставил все подарки, что мы очень весело и отметили, выпив горилки за здоровье российских комиксмейкеров. Сожалею, что не смог приехать.


 


- Расскажите, пожалуйста, немного о работе-победительнице «Вечера на хуторе близ Эль-Пассо».

- О «Вечерах» рассказать почти нечего. Полная неожиданность для меня самого. Я не собирался участвовать, поскольку работал над Бельгийским заказом. Что бы отвлечься от работы над, вполне, реалистичными героями, решил попробовать упростить себе задачу, а поскольку, индейцы и их культура, моя любимая тема - получилось то, что ты видел. Перченный Украинский юмор и, наконец, ЭВМ, которая позволила быстро покрасить. Это первая работа на компьютере.

- С чем связана ваша любовь к индейской культуре?

- В детстве я собирал солдатиков. Моя бабушка работала на Донецкой фабрике игрушек. Ты, наверное, помнишь наборы ковбоев, викингов, римских легионеров и дикарей. У меня, их было очень много и, понятно, я менялся. Резиновые индейцы были редкостью, за них приходилось отдавать несколько обычных солдатиков, а поскольку уже тогда я был уверен, что буду художником, я мечтал делать их самому, что и сбылось. Правда, теперь это не солдатики для игр, а исторические реконструкции в миниатюре, как ростовые, так и бюсты. Когда я соберу фотографии этих работ одному Богу известно. Могу выслать две единственных фотографии работ пятилетней давности, причём одна лишь фрагмент композиции «Алиса и Синяя гусеница». Интерес к индейскому миру связан ещё и с интересом к архаическим культам и к религии вообще, и хотя я не разделяю взглядов того же Кастанеды, йога Патанджали и им подобных мне интересно как смотрят на мир другие люди. Будучи же крещёным в Православной церкви я просто обязан знать мир языческой мысли. Мало того, индейцы - это выходцы из Азии, их уклад жизни очень походит на жизнь Казахских аулов, которая с детства мне известна. К тому же индейцы - это приключения!!! А какой комиксист их не любит?

- Да, уж! Действительно, приключения любят все, не только комиксисты. А фотографии ваших скульптур обязательно присылайте. Я думаю, взглянуть на эту сильную сторону вашего творчества, было бы интересно всем. Переходя к вопросам о вашей технике рисования комиксов, мне хотелось бы узнать, на какие основные этапы вы делите создание комиксов.

- Мне трудно говорить об этапах создания комикса, поскольку у меня нет схемы или жестко установленного порядка. Комикс «Катя и Dead» родился из наброска костюма. Решил нарисовать его тушью, а что бы усилить впечатление нарисовал в виде кадра комикса, дальше от меня ничего не зависело, кроме точной передачи идеи. Вторая часть началась с похода на пляж. Лёжа на песочке и испытывая полное довольство жизнью, захотелось порадовать тем же и моих героев. Но мир их жизни опасен - вот и сюжет. Самое сложное для меня найти соответствие техники исполнения и идеи. Каждый комикс требует своего подхода. Приходиться извести кучу бумаги, прежде чем начать чистовую работу. Повторяться неприятно, хочется расти и искать. Идея, возможно, рождается из опыта пережитого, как писал Стивен Кинг: «А мальчики в подвале делают свою работу». Как-то занудно выходит, в жизни веселее, интереснее, впрочем, работать надо постоянно, навык требует времени и сил.

- Нужно ли вам для успешной работы какие-либо дополнительные условия. Например, бутылочка хорошего пива, пачка сигарет, кофе, может быть ещё, что-нибудь?

- Для работы мне необходима тишина, лучше ночь, крепкий чай или хороший кофе, курю я давно, предпочтительно трубку. Пью пиво с удовольствием, но только после рисования, а когда работа сделана можно и хорошей водки в хорошей компании. Наркотики презираю, трое моих друзей умерли от передозировки. Яма, а на дне только смерть. Для чуткости восприятия и фантазии необходимо совершенно противоположное - ясный ум, чистое сердце, а это уже Божье дело.

- Какими, на ваш взгляд, качествами и достоинствами должен обладать профессиональный комикс? Можете ли вы дать определение профессиональному комиксу?

- Определение профессиональному комиксу дать и вовсе не могу, потому что сам профессионалом не являюсь, возможно, так не считают люди, которым нравиться моё творчество, но я не добился того, чего хочу. Если комикс искусство, то и требования к нему надо предъявлять высокие. Эксперименты Пикассо вызывают уважение, поскольку он умет рисовать и в классической манере. Лень, маскирующаяся под дерзновенные поиски, смешна. Комикс тут не исключение. Впрочем, бывают и удачные подделки.

- Какой из современных комиксных стилей вам больше всего импонирует?

- Мне нравятся отдельные художники, если они принадлежат к каким то стилям, значит мне нравится их стиль. Фрезатто, Манара и его Гулливера, Мёбиус и Мигнола, Акишин и Худо и многие другие. Очень хорош Киевский художник Баранько, не буду говорить про диафильмы, предмет постоянных моих поисков и ругани, их то я и считаю тем самым «русским комиксом», рисовальщики высочайшего класса, не заслуженно забытые.

- Я имел ввиду стили, по их жанровой принадлежности: приключения, юмор, детектив, фантастика и т.д. В каком комиксном жанре вам нравится работать больше всего?

- Я всеяден. Только бы работа была сделана на высоком художественном уровне, а фантастика или юмор или (прости Господи) эротика, мне всё равно. Впрочем, лучше фантастика. У меня, кстати, есть замечательный диафильм по рассказу Станислава Лема «Охота на сетавра» из двух плёнок.

- Считаете ли вы, что художник, во время создания комикса должен обязательно продумывать на какую аудиторию он позиционирует свою работу? Существует ли комикс для всех?

- Комикс для всех невозможен так же, как невозможен детектив для всех. Для многих - да, как, например Шерлок ... Но эти времена далеки, если вообще возможны. Надо ещё приучить людей не смотреть на комикс как на детский журнальчик низкого качества.

- В народе бытует мнение, что комиксы – это низкий жанр, что это не для интеллектуалов, а для тупых подростков, а к выпуску классических произведений в комикс-форме относятся, как к какому-то надругательству. И, кстати говоря, такие мысли высказывают даже очень известные и уважаемы люди, например известный кинорежиссёр Говорухин. На ваш взгляд, как можно изменить такое отношение общественности к комиксам?

- Нужны сильные художники и очень сильная пропаганда, в этом смысле могут помочь диафильмы, превращённые в печатное издание. Созданием сайта «Диафильм» я скоро и займусь. Продолжая эту пламенную речь, отвечаю и на вопрос о низостях жанра. Жанр таков, каким мы его делаем и чем наполняем. Говорухин, возможно, делает высокое кино, но то, что выливается нам на головы с экрана?! Икс Мены - дешевая жвачка, но «Пелисса» - пронзительная история. Диафильм «Белолобый» по рассказу Чехова, прекрасно исполненная серия профессиональной графики. Осталось придать ей форму журнала.

- Насколько я понимаю, у вас дома имеется обширная коллекция диафильмов. Это очень интересно. Признаться, я сам вырос на этих замечательных историях на плёнке. Ваша идея перевода диафильмов в журналы мне импонирует. Но мне кажется, что основная магия диафильма – это сам процесс просмотра. Ребёнок представляет себя настоящим киномехаником: он вешает белый экран на стену, он выключает свет и начинает смотреть своё собственно кино в своём же собственном домашнем кинотеатре. Диафильм в журнале всю эту прелесть, естественно теряет. У вас есть, что возразить? С удовольствием выслушаю вашу точку зрения.

- Коллекция хорошая, но не настолько большая как хотелось бы, диафильмы хорошей сохранности найти не легко. А по поводу магии диафильма - ты прав. Но хотя диафильм как направление графики ушёл безвозвратно, дать ему другую жизнь можно. Нельзя выбрасывать на свалку прошлое, из которого мы все родом. У него многому можно научиться, и, повторюсь, коли мы, ратуем, за русский комикс, мы просто не имеем права забывать о том, что во время развития комикса за рубежом и у нас не бездельничали. Просто работали чуть по-другому, да и, на мой взгляд, лучше. Поскольку же комикс единственный вид графики «для большинства», почему же не показать лучшие из её образцов, причём наших, родных! Потерять же всю прелесть при печати диафильм не сможет уже только потому, что это пример отличной графики. Согласись, что большую часть мировой живописи мы видели только на репродукциях и это вовсе не мешает нам говорить, что Леонардо - Гений. Хотя, после того как мне повезло попасть на выставку Гогена, я не могу смотреть на репродукции его работ, как бы хорошо они не были сделаны. Но это мелочи.

- Абсолютно с вами согласен. Графика в диафильмах просто дивная, поэтому диафильмы можно и нужно возрождать в виде комикс-журналов. Теперь вопрос по поводу вашего будущего Интернет-проекта. О чём будет ваш сайт «Диафильм»? Какие там будут разделы, что можно будет посмотреть? Честно вам скажу, идея гармоничного сочетания комикса и диафильма уже сейчас вызывает во мне бурю положительных эмоций.

- Сайт - только план, который я обдумываю и обсуждаю с таким же патриотом диафильмов, как и я сам. Разделы будут: исторический, сказка, фантастика, классика, поэзия, пропаганда. А может, не будет ничего, если мне не удастся найти способ распечатать эти сокровища.

- Как вы считает, настанет ли, когда-нибудь на Земле время, когда солидная газета или журнал (a’la New York Times) начнёт издаваться в виде комикс-альбома?

- Не настанет. Зачем? Газета хороша как газета и как туалетная бумага. У комикса же своя ниша, свой читатель. Мне кажется нужно и то и другое.

- Что бы вы могли посоветовать начинающим комиксистам? Что читать, где учиться, к чему стремиться, как вырабатывать своё стиль?

- Давать советы начинающим мне пока рановато. Я сам начинающий комиксист, в скульптуре я более удачлив, как мне кажется, хотя и менее известен с этой стороны, а уж как я жарю котлеты и курицу. Пожалуй, единственное, что можно посоветовать, это - учится рисовать в обычном смысле слова, самостоятельно ли или в академии, по возможностям. Узкая специализация, по-моему, ограничивает. Художник рисующий комикс должен знать основы композиции, быть немного режиссером, немного писателем. Кибрик писал, что художнику нет нужды специально вырабатывать свой стиль, следует просто хорошо рисовать и рисовать из самой глубины сердца, стиля, в этом случае, не выбирают, как не выбирают отпечатков пальцев.

- Вы упомянули, что у вас есть работы в скульптурном жанре. Если не секрет, что это за работы? Где их можно увидеть?

- Скульптуры находятся у коллекционеров не все адреса, которых мне известны. Сфотографировать то, до чего я могу добраться пока нет возможности, вернее времени. Когда я возьмусь за это не знаю, пока вроде не было нужды. Работы разные. Это и исторические миниатюры, и орки с гномами, и бюсты Майя.

- Признаться честно, мне бы очень хотелось взглянуть на ваши скульптуры. Так, что «нужда» уже появилась :-), теперь дело за вашим временем. Теперь о кумирах. У всех людей есть свой любимый писатель, поэт, художник или музыкант. Кто для вас является таким человеком?

- У меня нет одного любимого кумира. Есть несколько художников, которые восхищают своей самобытностью. Конечно Билибин, Сомов, Брейгель, вернее его «Охотники на снегу». Но это не только художники, это и поэты: Артюр Рембо, Шекспир и мн.др. Я могу зачитываться Гумилёвым, а на следующий день читать с восторгом «Карлсона, который живёт на крыше». Слушаю очень разное: то Бьорк, то Моцарта, то песни из детских кинофильмов, песню волка в исполнении Басова из фильма «Красная шапочка» я считаю непревзойденным шедевром.

- И последний вопрос, которым я заканчиваю все интервью: что бы вы хотели сказать тем людям, которые никогда не видели комиксов? Какие слова смогут помочь им понять, что комиксы - это здорово?

- Вы любите искусство? Комикс тоже искусство и весьма интересное. Когда же спрашивают, что это такое? Я отвечаю: «Вы любили в детстве диафильмы»? Почти всегда отвечают: «Уж как любили, за уши не оттащишь». А я им человеческим голосом и отвечаю: «Комикс то же самое, только на бумаге». Тут они в страхе и почтении умолкают.alt

Tags: линейка | новости комиксов | обводка | работа | рабочее место