Стрип и «настоящий» комикс
23.12.11 00:00

На данный конкретный исторический момент комикс, как вид искусства, разделен на два основных подвида. Это стрип и то, что я называю «настоящим» комиксом. Это деление не имеет отношения к стилям и жанрам, объемам и географическому происхождению комиксов, а скорее выражает два разных философских подхода к рисованным историям, как искусству. Это два противоположных конца одной шкалы, на которой располагается комикс во всем своем разнообразии.


В нижеследующем тексте я попытаюсь пояснить, что я имею в виду.

Итак, чем же стрип отличается от («настоящего») комикса?

1.

Стрип несамостоятелен, несамоценен, как произведение, а обычно является частью какого-либо издания, посвященного сторонним темам, как бы (развлекательным) довеском к нему.

Комикс представляет собой самостоятельное и самоценное произведение, он сам по себе является продуктом потребления (альбом, выпуск журнала и т.п.).

2.

Объем стрипа ограничен для ясности понимания сюжетной идеи, вплоть до одного кадра.

Объем комикса ограничен только потребностями сюжета и избранного стиля, т.е. может быть ВЕСЬМА большим (быть бесконечным ему запрещают правила драматургии).

3.

Стрип подчиняется самым простым правилам драматургии, например, правилу трехактной структуры.

Комикс подчиняется сложным правилам драматургии: развитие персонажа, перипетии, коллизии и т.п. - всем тем, что необязательны для стрипа и даже запрещены.

4.

Стрип практически не использует т.н. «крюк», поскольку сюжетная идея должна быть раскрыта в ограниченном объеме (см. п. 2).

Комикс использует «крюк», как один из своих основных и определяющих приемов.

5.

Композиция полосы в стрипе не играет никакой роли, либо играет весьма ограниченную роль.

В комиксе композиция полосы играет одну из основных и определяющих ролей.

6.

Идея в стрипе безусловно важнее ее воплощения, поэтому он более склонен к «упрощению» рисунка и гротеску.

В комиксе визуальная сторона истории играет равноправную роль с сюжетной, а иногда даже затеняет ее - отсюда более внимательное отношение к «онотомии» и «денамике».

Идеи для этой своей колонки я записывал на листке бумаги, который потом нечаянно выбросил. Эти шесть пунктов - это все, что я пока вспомнил. Вспомню еще - добавлю. Но в целом, мне кажется, указанных критериев достаточно, чтобы по ним определить, к какому концу шкалы ближе рисованная история - к стрипу или к «настоящему» комиксу.

Если брать проводить аналогии со смежными видами искусства, то в литературе стрип, пожалуй, соответствует анекдоту, а комикс - роману. В кино стрип - это видеоклип, комикс - полнометражный фильм.

«Настоящий» комикс - это БД-альбомы, американские периодические журналы комиксов, манга в определении, учитывающем ее объем в сравнении с европейскими и американскими комиксами.

Стрип - это классический американский газетный стрип, примеры которого можно найти, например, на сайте comics.com.

Промежуточное место занимают регулярно выходящие в (обычно) тематических журналах комиксы ограниченного объема, рассказывающие о похождениях одних и тех же героев. Хорошим примером этого типа комиксов является «Никитич» Макса Богдановского.

Вот в таком аксепте. (С)

А в следующий раз мы поговорим о том, можно ли зарабатывать комиксами на жизнь.


alt

Tags: комиксы в рекламе | компьютер | планшет | рисование

Последние обновления за 20.09.09 08:17