Бум комиксов начнется в сентябре
В сентябре в Петербурге пройдет первый международный фестиваль рисованных историй «Бум комиксов». О традиции комикса, его популяризации и перспективах рассказывает организатор фестиваля Дмитрий Яковлев.
— Дмитрий, где и когда появился первый комикс?
— Я считаю, что родиной комиксов является Швейцария. В начале двадцатых годов 19 века художник Рудольф Топпер рисовал то, что теперь можно назвать комиксами. Это был ряд картинок с подписями внизу, которые образовывали целостную историю. Главной особенностью современного комикса является то, что его персонажи «говорят», то есть присутствуют «баблы», пузырьки, где пишется прямая речь. Постоянно ведутся споры, где же родились комиксы. Можно говорить о том, что наскальные рисунки — это тот же ряд картинок, который образует единую историю. Можно взять за пример иконы Жития, где опять же рассказывается история в картинках.
В России до двадцатых–тридцатых годов прошлого века комиксы были на том же уровне, что и в Европе, то есть это были истории в картинках с подписями внизу. Иногда использовалась речь героев, но крайне редко. В Ленинграде комиксы печатали в детских журналах «Чиж» и «Ёж», которые впоследствии стали одним изданием «Чиж и Ёж».
люстры испании
— Где-то еще использовался принцип комиксов?
— Были «Окна Роста», «Боевой карандаш» — агитационные плакаты, которые были распространены во время войны, там также использовался ряд последовательных картинок. Такие плакаты можно считать аналогами комиксов. Можно вспомнить и наглядные плакаты, которые встречались в школах. С тридцатых годов до девяностых настоящие комиксы в нашей стране практически не печатались. В это время они считались проявлением буржуазной культуры, возможно, поэтому их не издавали. Исключение составлял «Пиф», единственный журнал комиксов, который разрешалось ввозить в страну. Он сумел проникнуть на советское пространство, потому что издавался коммунистической партией Франции. Комиксы «Пифа» даже печатали в журнале «Наука и жизнь».
— Комиксы не издавались, потому что считались проявлением буржуазной культуры?
— Был национальный франко-бельгийский герой «Тан-тан» известный как в Европе, так и во всем мире. Комиксы о нем печатались на всех языках, в том числе на русском было издано несколько томов. Первая книжка называлась «Тан-тан в стране советов», где Советский Союз был показан довольно нелицеприятным образом. Я думаю, что этот факт, возможно, тоже повлиял на то, что комиксы у нас не печатались.
В девяностых годах было несколько комиксовых волн — в Москве существовали студия «Ком» и студия «Тема», в Уфе — студия «Муха», которая издавала одноименный журнал с комиксами.
— А в Петербурге?
— Мне неизвестно, издавалось ли что-то в Петербурге. Не удается найти информацию об этом. В какой-то степени некоторые вещи, сделанные Митьками, можно отнести к комиксам, но опять же это что-то «около» комиксов.
В 1998 году в галерее «Борей» проходила выставка «100 лет комиксу в России». Там выставляли комиксы с 1898 по 1998 годы. Первым русским комиксом был «О матросе и кошке», о нем упоминал еще Владимир Набоков. Сам комикс не сохранился, о нем осталось лишь упоминание, датированное 1898 годом.
— Значит, традиций и предпосылок для создания комиксов в Петербурге не было?
У нас в стране нет культуры комиксов и, соответственно, нет рынка комиксов, за исключением нескольких изданий для детей. И это связано с тем, что существует некий стереотип восприятия, что комикс — это для детей или для идиотов.
— Это издержки советской идеологии?
Да. Есть еще некий стереотип отношения к американцам, у многих со словом комикс идет прямая ассоциация с Америкой. Стереотип, что американцы несколько туповатые люди, поэтому они читают комиксы.
— Не могли бы рассказать о технологии создания комикса?
— Существуют разные технологии. В создании комикса может участвовать как один человек, так и двадцать пять. Как в кино, в литературе вначале возникает идея, потом она обрастает какими-то деталями и появляется сценарий. После этого, соответственно, этот сценарий начинает визуализироваться. Идею может давать один человек, сценарий писать другой, рисовать третий. Причем, один может делать наброски, второй — рисовать контур, третий — разукрашивать и так далее. Но все это может делать и один человек. Если говорить о технике, то абсолютно любая техника используется, начиная от традиционного рисования, заканчивая современными компьютерными технологиями.
— Насколько компьютерные технологии помогают при создании комиксов?
Кому-то это нужно, кому-то нет. Это дело каждого.
— Опознавательной чертой комиксов является «баблы», когда они возникли?
— По мнению специалистов, они возникли в начале двадцатого века в США. Многие знают, что родиной комиксов является Америка, родиной манга — Япония. Но не все знают, что во Франции комиксы являются девятым видом искусства. Там огромное количество коллекционеров, в отличие от Японии и Америки. Во Франции, лучше говорить Франко-Бельгии, комиксы издаются альбомами формата А4 в твердом переплете и стоят там зачастую дороже, чем книги. Тиражи во Франции, если говорить о каком-то авторском комиксе, составляют от тысячи и до шестисот тысяч экземпляров. К примеру, во Франции последний том одного из популярных комиксов Titeuf первоначально был издан тиражом 600 тысяч экземпляров, который был сразу же распродан и допечатан.
В Америке есть понятие «комикс», а есть понятие graphic novella (графическая новелла). В Японии есть «манга» (черно-белый комикс), в Италии — «фуметто» (дословно «облачко дыма»). Во Франции — это bande dessinee, что дословно означает рисованная лента. То есть в каждой стране есть свое название.
— Названия разные, суть одна и та же. Манга — это то же самое, что аниме, когда герой с большими глазами?
— В Японии сложилась традиция рисовать персонажей с большими глазками. Это просто японская стилистика. В Америке есть какие-то свои отличительные черты. В Европе, соответственно, свои. В каждой стране комикс имеет свою историю и развивается по-разному.
— Как появилась идея создания фестиваля комиксов в России, конкретно в Петербурге?
— Я уже года три хотел организовать фестиваль комиксов. Заинтересовался ими где-то четыре или пять лет назад. До этого у меня был такой же стереотип, как и у большинства, что это для идиотов. Меня познакомили с европейской, французской культурой комикса, и после этого у меня абсолютно поменялось отношение. Мне стало интересно, а почему у нас нет этого. Я начал изучать. Сейчас хочется открыть глаза людям и как-то попытаться переломить этот стереотип. Уже полгода группа энтузиастов-альтруистов трудится над этим проектом. По-моему, у нас складывается все очень неплохо. Фестиваль нам хотелось сделать летом, но так как не успели оформить все документы, пришлось перенести на сентябрь. Сейчас мы на завершающей стадии, обрабатываем полученный материал и готовим его к печати. Хочу отметить, что выставлять мы будем тиражированные работы. Поскольку у нас в стране практически отсутствует культура комикса, то оригиналы выставлять, на мой взгляд, нет смысла. На европейских фестивалях ходят смотреть оригиналы.
— Где и какие выставки мы сможем увидеть?
— Мы делаем шесть выставочных проектов на разных площадках, все будет в центре города. Самый провокационный проект, на мой взгляд, будет в музее Достоевского — выставка манги «Преступление и наказание». Мы получили право от японцев делать эту выставку. Причем эта манга 1953 года, делал ее «отец», «бог» манги — Тезука Осаму.
Далее мы будем показывать комиксы про национальных героев Финляндии — Мумий Троллей. У нас в стране эти персонажи известны всем, а про комиксы никто не знает. А ведь начиная с 1954 года по заказу британского концерна «Ассошиэйтед Ньюзпейперз» ежедневно в английской газете «Лондон Ивнинг Ньюз» публиковался коротенький комикс о них. Их делала сама Туве Янссон и ее брат. Чтобы получить права на показ этих комиксов, я ездил в Финляндию, за согласием Софьи Янссон, племянницы писательницы. Выставка будет в самом проходном месте — Гостином дворе.
Будем делать швейцарскую выставку, во внутреннем дворе отеля Гельвеция на улице Марата, раньше там находилось консульство Швейцарии. Выставка будет посвящена истории швейцарского комикса.
Будет выставка французских комиксов для детей и подростков, ее мы будем делать в Центральной городской детской библиотеке имени Пушкина. Так же будет выставка наших коллег из Москвы. В Москве есть такой фестиваль «КомМиссия», который проводится уже 6 лет. Мы будем показывать их лучшие конкурсные работы, причем на зарубежной, скажем так, площадке, во французском институте. И последний проект — объединенная выставка современного авторского конкурса, где мы покажем комиксы более чем десяти стран. По большей части это Восточная и Западная Европа, с Америкой и с Азией как-то у нас не получилось сотрудничества. Так же будет представлена Скандинавия, Германия, Восточная Европа, израильские и эстонские комиксы.
— Авторы комиксов участвуют в фестивале? И будут ли проходить их мастер-классы?
— Будут специалисты по комиксам из Франции, Германии, Финляндии, наши авторы также примут участие в фестивале. Сейчас мы ждем ответа о приезде авторов из Бельгии, Норвегии, Швеции, Эстонии. Будут проводиться лекции по истории комиксов, о написании сценариев. Планируем провести конференцию, посвященную детскому комиксу и привлечь к ней отечественных издателей детских журналов, библиотекарей, учителей и студентов педагогических вузов.
Сейчас мы делаем еще один проект — небольшой виртуальный конкурс в livejournal среди ЖЖ-юзеров, тех кто пользуется этим блогом. Их лучшие работы войдут в экспозицию, а их авторы получат призы — комиксы, книжки по дизайну, дизайнерские кружки и три специальных приза — графические планшеты WACOM. Мы пытаемся мотивировать людей.
Компания WACOM будет устраивать мастер-класс по работе с графическими планшетами, потому что при создании комикса их часто используют.
— Могли бы назвать наших российских художников, которые создают комиксы?
— Главный комиксмэн страны — Хихус. Он не только создает комиксы, но является организатором фестиваля «КомМиссия» в Москве. Наверно, в России он сейчас самый известный по комиксам. Также в Москве есть объединение «Люди мертвой рыбы», куда входит Хихус.
Хотел бы отметить, что комиксы у нас пока в андеграунде. Хотя в Петербурге есть свои авторы, есть такое объединение «СПб нувель график», которое сделало несколько проектов, книжек, периодически устраивает выставки.
— Но все-таки, комиксы у нас еще только начинаются распространяться…
— Потенциально у нас очень много авторов. Проблема в том, что они же не могут создавать комиксы в стол. Поэтому некоторые авторы объединяются, делают свои студии, делают самиздат. Большинство людей, которые у нас делают комиксы, работают в какой-то смежной области — анимации, графическом дизайне, занимаются фрилансом.
— Используется ли комиксы в рекламе?
— Различные компании периодически заказывают себе рекламу в комиксах. По-моему, комикс все чаще используется в рекламных целях. Их можно увидеть в метро, в газетах и так далее. Очень часто на рекламных плакатах используются «баблы». Это проявление стиля комиксов.
Если чисто гипотетически подойти к изданию комиксов, ситуация складывается таким образом, что автор гораздо больше заработает, делая рекламный комикс, чем комикс для своего издания. Цены за такую работу разняться, насколько я знаю, от пятидесяти до трехсот долларов за одну страницу комикса. Если посчитать себестоимость цветного комикса из 48 полос при тираже в 5000, то цена одной книжки будет не меньше 100 рублей. Все зависит от формата. И представьте, сколько на «выходе» эта книжка будет стоить.
На западе автор приходит в издательство с проектом, если там заинтересуются, то платят аванс. После издания книги автору платят процент с продаж. А в рекламе все гораздо проще — приходишь, тебе дают заказ, делаешь — утверждают, платят деньги, причем большие.
— Как вы считаете, комикс в рекламе будет развиваться?
— Я думаю, что так оно и будет. Если брать рекламу, то просто картинка не так работает, как комикс. Он заставляет себя прочитать, что же там такое происходит. Думаю, что очень часто сейчас будет использоваться эффект продукта «плэйзмэнт», то есть не прямая реклама, а напоминание о чем-то, не более того. Это уже активно используется в кино, когда на экране маячат торговые марки.
В Японии практически все издается в комиксах, начиная от обычных историй, заканчивая учебниками. Но там манга, практически все черно-белое, соответственно, очень дешево.
— Вы считаете, фестиваль вызовет большой интерес у петербужцев?
— Я надеюсь. Будет шесть площадок, которые выбирались по такому принципу, что каждая уже имеет свою аудиторию, хотя возможен и случайный посетитель. Если не брать во внимание последних, то мы рассчитываем, что в совокупности все эти выставки соберут не менее 5 тысяч человек, а если взять «случайных» зрителей, то количество может увеличиться втрое.