Стрип и «настоящий» комикс
На данный конкретный исторический момент комикс, как вид искусства, разделен на два основных подвида. Это стрип и то, что я называю «настоящим» комиксом. Это деление не имеет отношения к стилям и жанрам, объемам и географическому происхождению комиксов, а скорее выражает два разных философских подхода к рисованным историям, как искусству. Это два противоположных конца одной шкалы, на которой располагается комикс во всем своем разнообразии.
В нижеследующем тексте я попытаюсь пояснить, что я имею в виду.
Итак, чем же стрип отличается от («настоящего») комикса?
1.
Стрип несамостоятелен, несамоценен, как произведение, а обычно является частью какого-либо издания, посвященного сторонним темам, как бы (развлекательным) довеском к нему.
Комикс представляет собой самостоятельное и самоценное произведение, он сам по себе является продуктом потребления (альбом, выпуск журнала и т.п.).
2.
Объем стрипа ограничен для ясности понимания сюжетной идеи, вплоть до одного кадра.
Объем комикса ограничен только потребностями сюжета и избранного стиля, т.е. может быть ВЕСЬМА большим (быть бесконечным ему запрещают правила драматургии).
3.
Стрип подчиняется самым простым правилам драматургии, например, правилу трехактной структуры.
Комикс подчиняется сложным правилам драматургии: развитие персонажа, перипетии, коллизии и т.п. — всем тем, что необязательны для стрипа и даже запрещены.
4.
Стрип практически не использует т.н. «крюк», поскольку сюжетная идея должна быть раскрыта в ограниченном объеме (см. п. 2).
Комикс использует «крюк», как один из своих основных и определяющих приемов.
5.
Композиция полосы в стрипе не играет никакой роли, либо играет весьма ограниченную роль.
В комиксе композиция полосы играет одну из основных и определяющих ролей.
6.
Идея в стрипе безусловно важнее ее воплощения, поэтому он более склонен к «упрощению» рисунка и гротеску.
В комиксе визуальная сторона истории играет равноправную роль с сюжетной, а иногда даже затеняет ее — отсюда более внимательное отношение к «онотомии» и «денамике».
Идеи для этой своей колонки я записывал на листке бумаги, который потом нечаянно выбросил. Эти шесть пунктов — это все, что я пока вспомнил. Вспомню еще — добавлю. Но в целом, мне кажется, указанных критериев достаточно, чтобы по ним определить, к какому концу шкалы ближе рисованная история — к стрипу или к «настоящему» комиксу.
Если брать проводить аналогии со смежными видами искусства, то в литературе стрип, пожалуй, соответствует анекдоту, а комикс — роману. В кино стрип — это видеоклип, комикс — полнометражный фильм.
«Настоящий» комикс — это БД-альбомы, американские периодические журналы комиксов, манга в определении, учитывающем ее объем в сравнении с европейскими и американскими комиксами.
Стрип — это классический американский газетный стрип, примеры которого можно найти, например, на сайте comics.com.
Промежуточное место занимают регулярно выходящие в (обычно) тематических журналах комиксы ограниченного объема, рассказывающие о похождениях одних и тех же героев. Хорошим примером этого типа комиксов является «Никитич» Макса Богдановского.
Вот в таком аксепте. (С)
А в следующий раз мы поговорим о том, можно ли зарабатывать комиксами на жизнь.